01.01.2014 | Государство возьмет под контроль все онлайн-платежи гражданМосква, Февраль 04 (Новый Регион, Алексей Усов) – Росфинмониторинг, Минфин и Центробанк разработали программу по обязательной идентификации всех электронных денежных потоков в РФ. Максимальный анонимный платеж будет сокращен в 5 раз – до 3 тысяч рублей. Платежные системы планируется контролировать через Банк России, уменьшив их число. Эти меры предполагаются как увертюра к будущему внедрению общероссийской платежной системы, при которой для переводов электронных денег, физлица будут обязаны использовать персонифицированные электронные ключи. Эти нормы «прикончат» интернет-торговлю, уверены эксперты. Росфинмониторинг намерен взять под контроль денежные переводы, которые проходят через терминалы моментальной оплаты, электронные, мобильные «кошельки», виртуальные «обменники» и прочие небанковские платежные системы. По информации «Российской газеты», среди инициатив финансового надзорного органа – сокращение максимального анонимного перевода наличных денег в 5 раз (до 3 тысяч рублей). Суммы, превышающие лимит предлагается идентифицировать, привязывая к их банковским операциям и собственным паспортам. Урезание лимитов анонимной интернет-торговли должно стать первым шагом по внедрению Национальной платежной системы. Проект закона об НПС, разработанный Минфином, Росфинмониторингом и Центробанком, в феврале будет рассмотрен Госдумой во втором чтении. Среди дальнейших мер по установлению контроля государства над финансовой интернет-активностью граждан запланированы отслеживание переводов электронных денежных потоков на всех этапах. Граждане смогут осуществлять безналичную активность либо через банковские карты, либо через персональные электронные ключи, фиксирующие как покупки и платья интернет магазинах, так и оплату коммунальных счетов, налогов, штрафов, услуг интернет-провайдеров, покупку электронного медиаконтента. Банк России также запланировал обязательное лицензирование операторов платежных систем. После введения лицензий количество платежных систем значительно сократится, признаются разработчики закона. В результате операторы и клиенты окажутся на виду у провайдеров услуг электронных платежей, которые будут контролировать их операции и взимать свой комиссионный сбор. В законе о национальной платежной системе вводятся такие понятия, как электронные деньги, оператор электронных платежей, описывается порядок операционной деятельности и расчетов, клирингового центра, регулируется процесс взаимодействия участников системы друг с другом и с Банком России. Эксперты связывают повышенное внимание надзорных органов к сетевой жизни с массовым приходом «государственных» денег в Интернет. Госинвестиции принесли с собой и все те явления, что связаны с этими деньгами в российской «оффлайновой жизни». Одно из следствий этого – нездоровое раздувание начальных бюджетов сетевых проектов – однако, несмотря на многочисленные публикации на эту тему, вместо контроля над финансовыми махинациями на стадии госзаказа (для официальных интернет-сервисов, сайтов ведомств) государство пытается наблюдать за активностью частных пользователей. Впрочем, Минфин этим демонстрирует последовательность социальной политики – пример с парадоксальным введением в этом году регрессивного налога на работодателей весьма характерен. Ограничения, которые хочет установить Росфинмониторинг и союзные ему ведомства для интернет-платежей, уже отчасти существуют в сфере интернет-банкинга. В результате, по логике государственных контролеров банки до сих пор не могут сделать полностью виртуальными интернет-сервисы. Например, при пользовании системой онлайн-кредитования для покупки в интернет-магазинах курьеру приходится, следуя инструкциям Центрального Банка, выступать представителем банка, заключающим кредитный договор. За последние годы в России наблюдается взрывной рост финансовой интернет-активности граждан. Только в системе интернет-банкинга число регулярно активных клиентов крупнейших финансовых организаций (Сбербанк, ВТБ и «Альфа-банк») почти в 10 миллионов человек. Собственной «валютой» обзавелись даже онлайн-игры и социальные сети. «Вебпланета» напоминает, что еще в июне 2013 года «патриарх» соцсетей – Livejournal – ввел собственную виртуальную валюту – «ЖЖетоны», с помощью которых можно оплачивать сетевые сервисы. Собственную валюту имеет Facebook. Сейчас в стране виртуальные валюты денежными средствами в том понимании, как их трактует статья 140 ГК РФ, не являются. Фактически, клиенты покупают у соцсети услугу. За рубежом ситуация с виртуальными деньгами – примерно та же, что и в РФ. Правовой статус виртуальных «услуг» пытается установить только Китай, где еще с 2013 года запрещено использовать виртуальные деньги для покупки материальных товаров. Также введены налоги на виртуальные товары. Отметим, что в мотивации для введения тотального контроля Росфинмониторинга за сетевой бизнес-активностью, которую приводит государственная «РГ», не говорится об возможном упорядочении системы «виртуальных денег», говорится лишь о будущем структурировании работы платежных систем, наподобие «Яндекс.Денег», «WebMoney» и проч. Зато финансовые контролеры ссылаются на «широкую распространенность «отмывочных» схем легализации наркотиков. А также на «электронное финансирование террористов». Отметим, что когда с подобной мотивацией выступила одна из платежных систем, акция по ужесточению контроля переводов обернулась лишь фарсом и флэш-мобом, а также затруднениями для частных пользователей. Российские пользователи заспамили систему копеечными платежами «за героин». Зато более очевидным информповодом для повышенного внимания финансовых надзирателей к электронным платежам граждан стали как широко разрекламированная «новая МММ» Мавроди, которую всесоюзный мошенник запланировал «строить» на базе WebMoney. А также – широко и успешно проросшая в последние годы система частной интернет-торговли через социальные сети и собственные сайты. Сотни тысяч жителей России нашли возможность вести малый бизнес без прессинга налоговой и административной системы. В итоге в последние годы через такие «интернет-бутики» свободно продается как продукция собственного изготовления, так и вещи из-за рубежа. Комиссию с этого получают лишь платежные системы, которые опять таки не встроены в государственную финансовую систему. В этой связи и возможный проект Мавроди выглядит искусным вбросом: ведь, как утверждают IT-эксперты, система им предложенная, неработоспособна уже на старте. Webmoney обладает настройками безопасности, которые часто бьют по обычным пользователям. В итоге участники «электронной пирамиды», которые пытались бы контролировать и переводить деньги с десятков кошельков, были бы сразу заблокированы. В пользу этой версии говорит и необычайно бурная и быстрая реакция чиновников всех уровней на «анонс» в блоге Мавроди. Свое «будем пресекать» за считанные дни успели высказать глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, кемеровский губернатор Аман Тулеев, думские депутаты – вплоть до высокопоставленных «единороссов». Отметим, что российских контролеров в сетевых делах опередили их украинские коллеги. По действующему закону Украины «О платёжных системах и денежных переводах» правила платёжной системы должны быть согласованы с Национальным банком страны. К январю 2013 года НБУ согласовал правила 13 платёжных систем (5 из которых созданы небанковскими организациями) и двух систем электронных денег. Правда, о тотальном контроле всех электронных финансовых манипуляций украинцев речи пока нет. Марьинa Надежда Ивановна Рекомендуем ознакомиться
|
|