Технология струйной печати

Технология струйной печати

В своей основе принцип струйной печати состоит в нанесении капелек краски на бумагу — в нужном месте и нужного диаметра.
Это остаётся неизменным с момента изобретения струйной печати.
Все же детали этого процесса (такого, казалось бы, незамысловатого) постоянно изменяются и совершенствуются.

Сами производители принтеров часто называют какое-либо изменение новой технологией печати.
Иногда такие нововведения действительно добавляют пользователю что-то существенное, иногда неискушённый глаз просто не заметит разницы.
При этом именно в области струйной фотопечати сейчас разгорается интереснейшая конкурентная битва титанов мирового принтеростроения, потому что качество, необходимое для цветной печати документов – это давно уже пройденный этап.

А начнём мы с вопроса: «А как капли попадают на бумагу?»

Через сопла печатающей головки, ответите вы.
А что выталкивает капли из сопел?
В настоящий момент применяются две технологии «выплевывания» капель краски при печати.
Первая — термоструйная.
Каждое сопло содержит маленький, но мощный нагревательный элемент.
При необходимости он мгновенно нагревает порцию краски, и та, расширяясь в объёме, вылетает из сопла.
Вторая — пьезоэлектрическая.
Вещества, называемые пьезоэлектриками, меняют свой объём под воздействием электрического напряжения.
Пластина пьезоэлектрика внутри сопла, повинуясь электрическому импульсу, изменяет свой объём и выталкивает каплю чернил наружу.
Пьезоэлектрическую печать использует Epson.

Капли чернил, смешиваясь, впитываясь бумагой и растекаясь по ней, формируют изображение.
Для струйной печати у нас используются два вида чернил: растворимые и пигментные.
Растворимые — это значит, что краситель и добавки, обеспечивающие его стойкость, растворены в воде.
У пигментных частички красителя, пусть даже очень мелкие, всё равно остаются частичками и в воде не растворены, то есть пигментные чернила представляют собой взвесь тонкодисперсного, но не растворённого красителя — эмульсию.
Разумеется, кроме красителя в состав пигментных чернил входят вещества, препятствующие осаждению твердых частиц, предохраняющие их от слипания, и другие.

Нам же, как пользователям, очень важен следующий принципиальный момент: при печати растворимые чернила проникают внутрь бумаги, прокрашивая ее верхний слой, а пигментные чернила прилипают к бумаге сверху, не впитываясь, поэтому при печати пигментные чернила могут дать более насыщенные оттенки.
С другой стороны, изображения, распечатанные пигментными чернилами, меньше защищены от истирания.

Среди пользователей я встречал немало предубеждений против растворимых чернил.
К примеру, очень многие до сих пор считают, что растворимые чернила не являются водостойкими.
Но я всё же напомню: после того, как ваш отпечаток вышел из принтера и чернила высохли, несколько капель воды, попавших на отпечаток, его не испортят.
Тем более не испортят его и влажные руки, так что можно совершенно спокойно брать фотографию, не опасаясь запачкаться.
Ситуация с печатью на СD иная, и о ней— чуть позже.

Следующий момент — это разрешение.
Признаемся честно (вот так, всегда проще сказать правду-матку за кого-то), поскольку производители нам этого никогда не расскажут — повышение разрешения принтеров, а точнее, указываемое в dpi разрешение на настоящий момент следует рассматривать как маркетинговый ход — менее или более удачный.

В самом деле, разрешение печати, заявляемое вендорами, составляет порядка 4800 dpi, то есть капли должны падать на бумагу с шагом 0,0053 мм.
Однако при объёме 2 пиколитра, заявляемом производителями, диаметр капли составляет 0,018 мм, то есть в 3 раза превышает шаг печати!
Так что же — мы можем говорить о том, что указанного в спецификации принтера разрешения просто в природе не существует физически?
Это тоже не совсем правильная точка зрения.

Да, если мы вспомним зарю струйной печати, то там изображение формировалось за счёт нанесения капель одного диаметра, то реже, то чаще.
На светлых участках изображения невооруженным глазом были легко заметны те самые точки.
В новых моделях принтеров, где капли столь малы, возможности формирования изображения существенно возросли.

Сегодняшние модели принтеров выбрасывают буквально миллионы капелек, которые создают очень гладкое и ровное изображение.

А раньше для того, чтобы сделать эти точки, именуемые микрорастром, не столь заметными, производители разработали целый букет технологических решений.
Во-первых, к четырём основным цветам, формирующим изображение, были добавлены ещё два — Light Cyan и Light Magenta.
Действительно, переходы цвета стали более плавными.

Тенденция увеличения количества цветов наблюдается и сейчас.
Правда, вендоры добавляют цвета уже не для того, чтобы повысить плавность перехода, а чтобы расширить цветовой диапазон принтера.
Так, фирма Canon решила добавить к шестицветному набору ещё две краски — зелёную и красную.
Таким образом, оттенки зелёного и красного, отпечатанные с помощью соответствующих чернил, а не с помощью смешения CMY, получаются гораздо более насыщенными.
Epson тоже не остаётся в стороне от прогресса.

В последних восьмицветках из стандартного шестицветного набора убраны светлые цвета и добавлены серый, синий, красный и глянец, то есть некая субстанция, которой принтер поливает изображение сверху.
Результат получается, надо сказать, очень неплохой, потому что глянец ещё больше визуально сглаживает микрорастр (хотя у кэноновских восьмицветок микрорастр тоже не заметен).
Фотография «под глянцем» выглядит очень красиво — но только до тех пор, пока вы случайно не проведёте по ней пальцем или ногтем.

Тогда верхний слой глянца слегка повреждается, и вот уже «на свет» эти повреждения видны, а сама фотография начинает смотреться грязновато.
Впрочем, при «фронтальном взгляде» такие повреждения слоя полимера малозаметны.
Кстати, не стоит думать, что применение «глянца» сделает блестящим изображение, распечатанное на матовой или на простой офисной бумаге.
В принципе, при желании «глянцевые» чернила можно и не использовать, выставив нужную галочку в драйвере принтера.

Любопытны и прочие вариации красок, которые вендоры применяют в новых моделях.
Речь пойдет о различных чёрных чернилах, которые ставятся в принтеры одновременно, и, соответственно, одновременно при печати используются.
Делается это для того, чтобы получать более насыщенные, или же, наоборот, более плавные переходы от чёрного к белому.

Так, в НР разработан фотокартридж, несущий в себе целых 3 оттенка серого цвета.
Поэтому чёрно-белые снимки получаются удивительно насыщенными, мягкими, и, что самое главное, только чёрно-белыми, а не, скажем, зеленовато-коричневыми, как это часто бывает при печати на моделях-шестицветках (в шестицветках для формирования оттенков серого используются цветные чернила).

В некоторых моделях Еpson, например, в 2100, используется один серый цвет дополнительно к черному.
Новинка Stylus Photo R2400 применяет 3 цвета для печати ч/б фото — чёрный, серый и светло-серый.

А вот Canon в моделях Pixma 4000 и 5000 использует и водные, и пигментные чёрные чернила.
Пигментные дают более насыщенный чёрный, а водными можно формировать серые тона изображения.
Надо сказать, такой подход вполне себя оправдывает — отпечатки смотрятся очень неплохо.

Отдельно хочу высказаться о печати на СD.
Я, честно говоря, не встречал ещё принтера, который бы печатал на CD с приемлемыми потребительскими свойствами. Поясню.
Принтер, который бы хорошо печатал на специальном — printable — CD, найти не проблема.
Вы получите замечательного качества отпечаток.
Так к чему же я придираюсь?

А придираюсь я к тому, что этот отпечаток не является стойким!
Стоит взяться за диск влажными руками, и всей красоте придёт конец!
Даже если вы всегда беретесь руками за края диска, чему я не поверю, есть ещё подводный камень.
Учтите – при переноске дисков в мягких холдерах отпечатанная сторона диска может запросто приклеиться к CD-конверту изнутри!
Единственная приемлемая печать на СD получается Еpson’ами С84 и другими С-шками (c номерами от 63 до 86), где есть функция печати на CD.
Модели от С63 до С86 используют пигментные чернила — они более водостойки при печати на СD.
Однако я не рекомендовал бы проверять эту водостойкость под струей воды.

Автор: Алексей Алексеев